Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita


Guest

/ #7894

2012-02-01 13:46

29 Янв 2012
Роман Лункин: "Страх на грани экстремизма" (СМИ)
Роман Лункин. Фото с сайта pravmir.ru

В последнее время в России прошел целый ряд процессов, когда суды в регионах выносили решения в пользу верующих в силу абсурдности требований прокуратуры. Но оказалось, что прокуроры упорно хотят побороться с религией, используя вполне советские методы. Евангельских верующих, а именно - пятидесятников, харизматов, баптистов и адвентистов, смешивают с саентологами, и во всех церквях и движениях видят мошенничество.

Еще в конце прошлого года казалось, что скандал, устроенный сектоборцами и прокуратурой в Томске вокруг книги "Бхагавад-Гита. Как она есть"под авторством Бхакти Веданты Свами Прабхупады – комментария к памятнику древнеиндийской литературы - исчерпан. 28 декабря 2011 года Ленинский районный суд Томска отказался удовлетворить иск прокуратуры о признании экстремистским материалом. Однако 23 января 2012 года прокуратура Томска обжаловала это решение. Теперь это дело будет рассматриваться вновь, несмотря на международный скандал и протесты Общества Сознания Кришны России, индуистов и правительства в самой Индии.

Одним из результатов этого процесс стало разжигание вражды к кришнаитам в общественной среде и в СМИ. 27 января ранее неизвестное православное Движение сопротивления убийству детей провела акцию по передаче представителям Московского общества сознания Кришны партии консервированной тушеной говядины. Таким образом оно отреагировало на якобы произошедшее некоторое время назад у здания российского посольства в Индии сожжение государственного флага РФ.

Подобную акцию нельзя расценивать иначе, как оскорбление религиозных чувств верующих – членов Общества Сознания Кришны. Напомним, что, к примеру, представители Русской православной церкви не раз выигрывали судебные процессы против художников и журналистов по оскорблению религиозных чувств и разжиганию межрелигиозной вражды. Однако оскорблять и называть преступниками инаковерующих мало, кто боится, а даже наоборот – делает это смело и открыто.

Другое дело – также абсурдное – о ликвидации церкви пятидесятников «Благодать» в Хабаровске за молитвы и призывания Святого Духа, а также за курс изучения Библии. Психиатры, нанятые прокуратурой, просто признали религиозную деятельность и практику церкви, молитвы, возложение рук на верующих и библейские занятия опасными для здоровья, то есть христианская вера была признана «отклонением» как в советские времена. 19 декабря 2011 года Хабаровский краевой суд отказался удовлетворить иск краевой прокуратуры о ликвидации местной религиозной организации «Церковь христиан веры евангельской "Благодать" города Хабаровска» и запрете ее деятельности на территории края. Однако 25 января 2012 года стало известно, что прокуратура Хабаровского края обжаловала решение суда. Рассмотрение дела Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РФ намечено на 22 февраля.

Помимо прочего, уже, можно сказать, в обычном режиме продолжается кампания против многострадальных Свидетелей Иеговы. 25 января Девятый апелляционный арбитражный суд утвердил запрет Роскомнадзора на распространение в России журналов религиозной организации «Свидетели Иеговы». Репрессии по всей стране против иеговистов поддерживаются спецслужбами, и уже мало чем отличаются от тех гонений, которым они подвергались при Сталине и Гитлере. При всей закрытости иеговистов, их навязчивости и внутренней строгой дисциплине – преступниками они не являются. Граждан России, иеговистов или саентологов, и их литературу запрещают ведь совсем не за то, что они ходят по домам или распространяют и продают литературу, не за то, что они напоминают «коммерческий культ». Их материалы запрещают по смешным, надуманным поводам, над которыми посмеется любой разумный человек. Но и верующим не смешно, и ярлык «секта» позволяет обвинять их в самых безумных и нереальных зверствах. В прессе не раз приводились слова представителей МВД, в том числе министра Рашида Нургалиева о том, что иеговисты и многие другие – это секты, разрушающие семьи, за которыми числятся какие-то преступления. Какие семьи и какие преступления – это всегда остается неизвестным.

Чудовищные по своему содержанию антирелигиозные «экспертизы» и иски прокуратуры сами подпадают под положения Закона о противодействии экстремистской деятельности. Это очевидно, хотя бы потому что обвиняемые живут по закону и зарегистрированы как религиозные объединения.

Однако как борцы с сектами, так и представители СМИ, которые включились в антирелигиозную кампанию по ликвидации целых церквей и движений и изгнанию верующих из общества, намекают на несовершенство законодательства.

Во вроде бы солидной газете – «Новые Известия» - 26 января была опубликована статья «Вера и деньги». Авторы этой статьи, хотя и постарались взять интервью у разных экспертов, но в силу своего явного невежества основывают свои выводы на словах совсем не религиоведов, а радикального православного сектоборца Александра Дворкина, главы Совета при Минюсте РФ. Дворкин в этой статье вновь бросает пустые слова о тысячах сект и десятках тысяч людей в них – кто и какие эти движения, во что они верят, Дворкин скорее не знает, так как его Центр Иринея Лионского пользуется только списком «сект». Однако сила Дворкина и его учеников в том, что его советами и, видимо, списками «сект» пользуются спецслужбы и прокуратуры в регионах для отработки борьбы с экстремизмом. В итоге по всей стране возникают конфликты, верующие уходят в подполье или борются с прокуратурой в судах.

В христианской среде и в целом в религиозной среди верующих различных конфессий и движений Дворкин и его ученики уже снискали славу пропагандистов и агитаторов советской школы Емельяна Ярославского. Они играют на инстинктах страха перед «страшными сектами», устраивая гонения на веру. Затем, как и с советскими безбожниками, радикальные борцы с сектами уйдут со сцены, оставив после себя геростратову память о вдруг возрожденных в новой России большевистских репрессиях.

В статье в «Новых Известиях» авторы, как обычно в такого рода антисектантской агитации против религии смешивают все движения, как откровенно преступные и мошеннические, так и мирные и законопослушные. Авторы пишут: «Власти с новыми культами не борются: чиновники ссылаются на свободу вероисповедания и предпринимательства. Привлечь к ответственности лидеров сект удается лишь за мошенничество или совращение малолетних».

Вслед за этим упоминаются «Ашрам Шамбалы», лидеры которого были осуждены за реальные преступления, центр целительницы Надежды Антоненко, какие-то курсы сыроедения, йоги, биодобавок. Подчеркнем, что это все не религиозные объединения, а некие сообщества, которые называли себя «духовными», но все они, если и регистрировались, то как общественные организации или медицинские центры.

Когда авторы статьи переходят к собственно зарегистрированным религиозным объединениям, то они бездумно распространяют все гадости, сделанные йогами, целителями и экстрасенсами на законопослушные религиозные объединения.

«Общества сознания Кришны» обвиняется в распространении книг и журналов по завышенным ценам, но что это за цены не говорится. И также не ставится вопрос – а не распространяются ли свечки в храмах по завышенным ценам?

Авторы утверждают: «На продаже журналов «Пробудитесь!» и «Сторожевая башня» также построен бизнес организации «Свидетели Иеговы»». Однако как раз иеговисты свои журналы часто распространяют бесплатно, а живут за счет пожертвований верующих, как, к примеру, и Православная церковь. Вместе с тем, именно против них, как утверждают сами иеговисты, «с прошлой осени полиция ведет операцию «Отступники». Ни одного дела об экономических преступлениях иеговистов пока нет.

Как и членов Общества Сознания Кришны, иеговистов стремятся судить за то, что провозглашают свою веру истинной и пишут о превосходстве своего духовного пути над другими. Если бы такой подход прокуратуры применялся ко всем, то за это должны были бы сидеть по тюрьмам все верующие, а сектоборец Дворкин должен был бы получить пожизненный срок.

Нетрадиционными религиозными культами, которые по сути следует запретить или контролировать, а лидеров штрафовать и сажать, авторы «Новых Известий», как и многих других статей по всей России против сект, считают также пятидесятничество и адвентизм. В конце становится очевидной, как цель конкретной статьи, так и прокуратуры и других органов, которые занимаются верующими в современной России:

«Российский закон «О свободе совести и религиозных объединениях» гарантирует свободу вероисповедания, однако позволяет приостанавливать деятельность религиозных организаций за экстремизм, принуждение к разрушению семьи, нанесение ущерба здоровью и нравственности, склонению к самоубийству, принуждение к отчуждению имущества в пользу организации и угрозы тем, кто из организации хочет выйти. Однако пока что закрывают религиозные организации только за экстремизм…

В конце минувшего года депутаты Костромской областной думы внесли в областной Кодекс об административных правонарушениях статью «Публичные действия, направленные на пропаганду религиозных сект». За это планируют наказывать штрафом в 1–3 тыс. рублей с граждан и 10–50 тыс. с юридических лиц. Однако кого будут наказывать, пока не ясно, так как и сайентологи, и кришнаиты, и мормоны, и муниты, и адвентисты в России зарегистрированы официально».

Цель – это внести изменения в Закон о свободе совести и в Кодекс об административных правонарушениях, скорее всего, в духе поправок, предложенных Минюстом РФ осенью прошлого года. Гильдия экспертов по религии и праву уже подобно анализировала законопроект Минюста РФ, который в этом году собираются внести в Госдуму и, скорее всего, оперативно принять (В России могут ликвидировать все религиозные группы Обращение Гильдии экспертов по религии и праву к священнослужителям и верующим по поводу поправок в Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Это ликвидация религиозных групп как класса, для удобства контроля, группам без регистрации миссионерство, обучение лидеров, публичная деятельность будет запрещена, группы должны будут влиться в централизованные организации, возникшие группы, даже вошедшие в централизованные организации, в течение, по крайней мере, 10 лет не смогут быть полноправными религиозными объединениями. Верующие, которые отказываются от регистрации, по существу вернуться в брежневские времена, когда больше всего штрафовали и разгоняли, но не убивали.

Так сложилось, что в переломные моменты российской истории ксенофобия и нетерпимость всегда идет рука об руку с национализмом, который также поднимает голову.

Роман Лункин,

Президент Гильдии экспертов по религии и праву,

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

invictory.org/news/story-36740-экстремизм.html